Креатинин в анализе крови: какие причины повышения нужно проверить в первую очередь

На прием пришел мужчина, 48 лет, бизнесмен, активный и всегда подтянутый. Жаловался на странное чувство «тяжести» в пояснице и легкую отечность лица по утрам, которую он списывал на плотный ужин или лишний бокал вина накануне. Но уже во время осмотра я заметил деталь, из-за которой решил не просто выписать направление на общий анализ мочи, а настоять на расширенном биохимическом обследовании крови.

Сначала история казалась типичной для человека его образа жизни. Работа в режиме нон-стоп, постоянные перелеты, перекусы на ходу и минимум нормального сна. Он был уверен: если наладит режим и добавит пару тренировок в неделю, «отеки и тяжесть» исчезнут сами собой. К врачам он не ходил принципиально, считая, что крепкий иммунитет вывезет все.

Однако, когда он присел на кушетку, я обратил внимание на цвет его склер и бледность кожи с каким-то землисто-серым оттенком. Это не была обычная усталость «офисного работника». Я спросил, как давно он чувствует металлический привкус во рту, о котором часто говорят пациенты с интоксикацией. Мужчина замер и признался: да, замечает уже пару недель, но списывал на стоматологические проблемы.

Я назначил базовый чекап, включая проверку почек. И вот здесь произошел поворот: показатели креатинина оказались почти в два раза выше нормы. Для мужчины его комплекции это был серьезный сигнал, который не укладывался в рамки простого переутомления или погрешностей в диете.

Первая мысль была — острая почечная недостаточность или обострение скрытого хронического процесса. Но что именно вызвало такой резкий скачок? Мы начали разбираться. Повторные анализы, УЗИ почек, пробы мочи — все выглядело странно: почки визуально были в порядке, но кровь «кричала» о том, что они не справляются со своей функцией фильтрации.

Я начал детально расспрашивать о последних месяцах жизни. Выяснилось, что из-за хронических болей в спине после интенсивных тренировок он начал самостоятельно принимать противовоспалительные препараты из группы НПВП. Принимал «на всякий случай», иногда по две таблетки в день, чтобы не выпадать из рабочего графика. Он не считал это лекарством, а так — «обезболивающим для снятия дискомфорта».

Картина сложилась. Мы столкнулись с лекарственной нефропатией — повреждением ткани почек из-за бесконтрольного приема медикаментов. Креатинин — это продукт обмена веществ, который в норме почки должны выводить. Когда фильтрационная способность почек падает, креатинин начинает накапливаться в крови, становясь маркером почечного «затора».

Почему это происходит? Многие обезболивающие, которые продаются без рецепта, при длительном приеме буквально «выжигают» капилляры в почках, нарушая кровоток в них. Пациент не чувствовал боли в самих почках — они не болят, пока процесс не заходит критически далеко. Он чувствовал лишь слабость, отечность и привкус во рту, которые принимал за признаки переутомления.

К счастью, почки обладают колоссальным потенциалом к восстановлению, если вовремя убрать повреждающий фактор. Мы полностью отменили все самостоятельные приемы препаратов, скорректировали питьевой режим и добавили терапию для поддержки функции почек. Через месяц уровень креатинина вернулся к верхней границе нормы, а через три — полностью нормализовался.

Что из этой истории важно запомнить:

Креатинин — это не просто строчка в бланке анализов, это главный индикатор того, насколько эффективно ваши почки справляются с «генеральной уборкой» организма.

Отеки по утрам — это не всегда много выпитой воды на ночь, это очень частый симптом того, что почки не успевают вывести жидкость за ночь.

Безрецептурные обезболивающие, принимаемые курсами «от спины» или «от головы», могут стать скрытым ядом для почек.

Если вы чувствуете необъяснимую слабость, привкус во рту или изменения в цвете мочи, не ждите, пока само пройдет — сдайте биохимию крови на креатинин. Это стоит недорого, но спасает орган, который не умеет жаловаться.

Когда нельзя откладывать обращение к врачу:

Уровень креатинина в крови стабильно повышается даже на фоне хорошего самочувствия.

Появилась стойкая отечность лица, особенно в области век, которая не проходит к обеду.

Изменился объем выделяемой мочи (стали ходить в туалет реже или, наоборот, слишком часто ночью).

Присутствует постоянный металлический привкус во рту, который не связан с состоянием зубов.

Наблюдается необъяснимая слабость, апатия и бледность кожи, похожая на анемичную.

Такие случаи я особенно хорошо запоминаю. Не потому, что диагноз оказался каким-то экзотическим, а потому, что успешный и грамотный человек чуть не довел себя до критического состояния только потому, что привык «глушить» сигналы организма таблетками, вместо того чтобы прислушаться к ним.

А вам приходилось сталкиваться с тем, что привычные лекарства давали неожиданный побочный эффект? Напишите в комментариях. Спасибо за вашу поддержку.

Оставьте комментарий

Капча загружается...